среда, 9 июня 2010 г.

Боны Северного Кавказа

После победы Великого Октября на Северном Кавказе возникло несколько новых государственных образований, во главе которых стояли Советы.


 На территории Терской области (центр — Владикавказ) 3 марта 1918 года была провозглашена Терская Советская Республика. В том же году она начала собственную эмиссию разменных денежных знаков. Вскоре поступили в обращение купюры в пять, двадцать пять и сто рублей. В их оформлении были использованы графические элементы царских ценных бумаг. Внимательный коллекционер легко обнаружит совпадение рисунков оборотных и лицевых сторон 25- и 100-рублевых знаков TCP с рисунком билетов государственного казначейства царских времен номиналами от 50 до 500 рублей. Только вместо царского орла изображен орел Временного правительства. Подписывали знаки TCP председатель Совнаркома республики С.Г. Буачидзе, нарком финансов А.А. Андреев, а также управляющий Госбанком и кассир. 20 июня 1918 года Буачидзе был убит контрреволюционерами. Поэтому следующую подготовленную при нем купюру достоинством 10 рублей подписал исполнявший обязанности председателя СНК республики Ю.Г. Пашковский.



Очередной выпуск разменных знаков имел оригинальное оформление с использованием революционных символов. Так, на знаках в 1 и 3 рубля под двуглавым орлом Временного правительства помещена надпись: «Равенство», а в его лапах — флаги со словами «Свобода» и «Братство». На лицевой стороне 50 рублей размещена надпись «РСФСР» и гербообразная композиция (солнце, обрамленное венком из колосьев пшеницы, два скрещенных молота и серпы). Образцы подписывал председатель СНК TCP Ф. Булле.



В июле 1918 года на территории от Кубани до Дагестана была образована Северо-Кавказская Советская Республика. Она объявила себя частью Российской Федерации и включила в свой состав Кубано-Черноморскую, Ставропольскую и Терскую республики. При этом TCP оставалась самостоятельной единицей со своими органами управления. Столица Северо-Кавказской республики до августа 1918 года находилась в Екатеринодаре (Краснодар), затем в Пятигорске.


При подготовке первых денежных знаков финансовые органы С-КСР во избежание подделок использовали запасы имевшейся в банке вексельной бумаги. Цена вексельного бланка зависела от суммы заключаемого долгового соглашения. Например, при обязательствах до 50 рублей гербовый лист продавался по 10 копеек, до 100 рублей — по 15 копеек. На такой бумаге и отпечатало свои боны Екатеринодарское отделение Госбанка С-КСР. Интересна и форма обеспечения этих знаков. На их лицевой стороне помещалось такое уведомление: «БОН обеспечен обязательством Северо-Кавказской Советской Социалистической Республики под поступления табачного акциза и имеет обязательное хождение в пределах республики наравне с кредитными билетами». Подпись управляющего отделением банка была воспроизведена типографским способом, кассир расписывался чернилами.



Боны С-КСР этого типа так и вошли в историю под названием «табачные деньги».


Вскоре после первого выпуска формат знаков был уменьшен и введен дополнительный номинал — 25 руб. Опять использовалась вексельная бумага, но на этот раз ее расходовали более экономно. На оборотной стороне гербового бланка с одной формы печатали четыре купюры разных достоинств — одна 25, две по 50 и одна 100 рублей.



При этом сторублевая купюра ложилась на гербовую розетку бланка. Таким образом, возникли разновидности бон по оборотной стороне с нанесенными на них ценами вексельных бланков в 10, 15 и 30 копеек. Поскольку справа вверху бланка цена дублировалась надписью, то на обороте 25-рублевых знаков есть те же три обозначения цен, что и у сторублевых.


Перед выпуском купюры разрезались, раскладывались по номиналам и подписывались должностными лицами отделения банка. Для этого на знаке в 25 рублей при печатании оставлялось чистое место после слова «Казначей», в 50 рублей — за словом «Главный контролер»; на 100-рублевых билетах подпись ставил управляющий. Все остальные подписи на соответствующих купюрах выполнены типографским способом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий