среда, 9 июня 2010 г.

Таврические монеты

Большой интерес в нумизматике всегда представляли обстоятельства и место чеканки серии из четырех серебряных монет 1787 года, получивших название «таврических». Об их происхождении существует несколько версий, противоречащих одна другой, по причине полного отсутствия каких-либо документальных сведений по этому вопросу.
Рассмотрим эти версии. В корпусе русских монет вел. кн. Георгия Михайловича изложено предположение профессора В.Д. Смирнова: «Таврические монеты должны были служить ценным сувениром посещения императрицей Екатериной II Крыма; чеканились эти монеты в Москве или Петербурге, поскольку скудные механические средства Таврического (Феодосийского) монетного двора не обеспечивали такой чистоты работы, какой отличаются «таврические» серебряные монеты; их редкость указывает на чеканку лишь ограниченного количества этих монет».
Известный российский нумизмат И.Г. Спасский излагал другую точку зрения: «Таврические» монеты являются монетовидными жетонами; предположение о чеканке их в Петербурге или в Москве принять нельзя, поскольку в Петербурге их штемпелей никогда не было, а в Москве монетный двор в 1787 году вообще не работал. Внешние признаки этих жетонов, технический уровень изготовления их штемпелей и даже качество серебра говорят о довольно захудалом монетном дворе.
Хотя Таврический монетный двор был учрежден для изготовления только медных монет, при его ликвидации там оказался небольшой запас серебра. Скорее всего, это была затея князя Г.А. Потемкина, не одобренная Екатериной II».
Имеющаяся на этих монетах легенда «Царица Херсониса Таврического», а также датировка говорят о том, что чеканка «таврических» монет могла быть связана лишь с состоявшейся в 1787 году поездкой императрицы Екатерины II в Крым, недавно присоединенный к Российской империи.
Следовательно, это были монеты не пробного, а разового выпуска, приуроченные к определенному событию и не предназначавшиеся для многолетней чеканки. Действительно, если замена титула императрицы и самодержицы всероссийской на титул крымской царицы и могла быть хоть как-то оправдана в 1787 году спецификой момента - символическим вступлением во владение вновь приобретенным царством, то для монет длительного выпуска замена была совершенно недопустима.
И.Г.Спасский, безусловно, прав, говоря о каком-то захудалом монетном дворе. Присутствие именно такого двора прослеживается на этих монетах по многим признакам:
Во-первых, оформление «таврических» монет максимально упрощено: на них отсутствуют не только портрет императрицы, обязательный для всех серебряных монет Екатерины II, не только сложные геральдические изображения, но даже простейшие декоративные детали; из всех существовавших вензелей Екатерины II выбран самый простой, а корона над вензелем изображена настолько упрощенно, что лишь отдаленно напоминает императорскую (особенно на монетах младших номиналов).
Во-вторых, круговая надпись на штемпелях аверса всех монет вырезана недостаточно профессионально: литеры зачастую «скачут» по высоте и расположены на разных расстояниях друг от друга, а повторяющиеся литеры, как правило, существенно различаются по начертанию.
В-третьих, сокращения в титуле императрицы на монетах 10-, 5- и 2-копеечного номинала выполнены крайне неудачно: «ЦАРИ.» («ЦАРИЦА»), «ХЕРСО.» и «ХЕР.» («ХЕРСОНИСА»), «ТАВРИЧЕСКА.» и «ТАВРИЧЕ.» («ТАВРИЧЕСКАГО»), что свидетельствует о низкой грамотности персонала монетного двора (подобных неуклюжих сокращений нет ни на одной другой монете Екатерины II).



Далее, лигатурная масса «таврических» монет одного и того же номинала изменяется в совершенно недопустимых пределах: например, у 20-копеечников при среднем значении их лигатурной массы около 8г. разница в массе достигает 3г., то есть 37,5%. Причиной этого могла быть только устаревшая конструкция и сильная изношенность прокатных станов, не обеспечивавших при прокате требуемой толщины полос, из которых вырубались монетные кружки-заготовки.
Наконец, резко колеблется проба серебра, использованного для чеканки «таврических» монет; эти колебания достигают 13% от среднего значения пробы (порядка 38-й), что свидетельствует об отсутствии у персонала монетного двора достаточного опыта в составлении монетных сплавов.
Где же в России можно было в 1787 году найти такой, действительно захудалый монетный двор? В эти годы ни один российский монетный двор из числа действующих, кроме Петербургского, не имел серебряного передела, а на Петербургском дворе все перечисленные выше «огрехи» просто не могли иметь места. Даже если предположить, что изготовление «таврических» монет было поручено одному из «медных» дворов - Московскому, Екатеринбургскому и Сузунскому, то ни один из них не допустил бы больших расхождений в величине лигатурной массы монет.
Кроме того, Московский и Сузунский дворы имели богатый опыт в составлении монетных сплавов: первый более полувека чеканил высококачественные золотые и серебряные монеты, а второму приходилось строго выдерживать, заданный состав золотисто-серебристой меди для чеканки сибирских монет.
Создавать заново целое монетное производство для одноразового выпуска небольшой партии монет было просто абсурдно. Ввиду всего сказанного остается предположить, что по личному указанию Г.А. Потемкина изготовлением «таврических» монет был вынужден заниматься только что организованный в Феодосии Таврический монетный двор.
А поскольку эта работа явно противоречила задаче, поставленной перед этим двором именным указом императрицы - чеканка общегосударственных медных монет; никаких следов от изготовления серебряных «таврических» монет в виде отчетной документации или переписки по организационным или производственным вопросам постарались не оставлять. Всесильному Потемкину не составило большого труда раздобыть сравнительно небольшое количество серебра, необходимого для выпуска «таврической» серии.
Таврический монетный двор был основан на базе существовавшего в Ташлыке (пригороде Феодосии) еще до присоединения Крыма к России ханского монетного двора и располагал необходимым для выпуска монет оборудованием, однако это оборудование было устаревшим и сильно изношенным, о чем управляющий двором И. Затлер неоднократно докладывал своему начальству.
Для приведения двора в работоспособное состояние был осуществлен ремонт имевшегося на нем оборудования, а с Московского и Петербургского дворов Таврическому двору был поставлен инструмент (видимо, маточники или формы для изготовления маточников, а также наборы литерных и цифирных пунсонов), два печатных стана (для чеканки монет) и один переводной стан (для изготовления штемпелей).
Наличие в Феодосии переводного стана, а также характер изображений и надписей на медных монетах, чеканившихся на Таврическом дворе, дают полное основание утверждать, что штемпели для чеканки медных пятаков и 2-копеечников изготавливались на этом дворе с помощью маточников, а также литерных цифирных пунсонов. Однако, все это оборудование нельзя было использовать для изготовления штемпелей серебряных монет «таврической» серии, оформление которых не имело ничего общего с оформлением медных государственных монет. Поэтому все штемпели «таврических» монет вырезались полностью вручную - за очень малым исключением.
Оказывается, на штемпелях реверса присутствуют две литеры, выбитые пунсонами - это литеры обозначения Таврического монетного двора «ТМ». Независимо от номинала «таврических» монет, обозначение «ТМ» выбивалось одними и теми же литерными пунсонами, которые изначально предназначались для нанесения обозначения Таврического двора на штемпель аверса медного 2-копеечника.
И вот этот, сам по себе довольно незначительный факт служит достаточно весомым доказательством причастности Таврического монетного двора к изготовлению серебряных монет «таврической» серии.
Подтверждение этому имеется и в ряде других обстоятельств, сопровождавших чеканку этих монет. Например, упрощенное оформление их аверса и реверса, неграмотные сокращения в титулатуре и недостаточный профессионализм, проявленный при вырезании на штемпелях надписей, являлись следствием того, что с Московского монетного двора в Феодосию были направлены лишь подмастерье «резного дела» и ученик.
И хотя позднее Г.А. Потемкин просил генерал-прокурора Вяземского направить на Таврический монетный двор резчика штемпелей с Петербургского монетного двора, просьба эта, видимо, не была удовлетворена.
Вполне объяснима и нестабильность лигатурной массы у монет одного номинала: новых прокатных станов в Феодосию не присылали. А нестабильность пробы серебра явилась следствием того, что в штате Таврического двора числился лишь пробирный ученик. Таким образом, можно считать, что «таврические» серебряные монеты чеканились на Таврическом монетном дворе.
А чем же все-таки являлись «таврические» монеты - действительно монетами или всего лишь монетовидными жетонами? Обратим внимание на то, что решительно отличает их от любых жетонов XVIII века - это подразделение их на четыре номинала и наличие у них единой монетной стопы (порядка 10 руб. 24 коп. из фунта серебра 38-й пробы), хотя эта стопа и выдерживалась с большими отступлениями.
Оформление аверса и реверса «таврических» монет, хотя и сильно упрощенное, тем не менее, является вполне монетным. Более того, ряд элементов этого оформления напрямую заимствован у разменных общегосударственных серебряных монет Екатерины II - 20 и 15-копеечника массового выпуска: это и конфигурация цифр в обозначении номинала, и отсутствие словесной составляющей обозначения номинала (слова «КОПЕЕК»), и дублирование обозначения номинала счетными точками (для неграмотных); наконец, «таврические» монеты, подобно абсолютному большинству серебряных монет Екатерины II, имеют шнуровидный гурт с наклоном насечки слева вверх направо.



«Таврические» монеты имеют и более глубокую связь с разменными серебряными монетами Екатерины II, чеканившимися по стопе 17 руб. 15 40/96 коп. и 17 руб. 25 40/96 коп. из фунта серебра 72-й пробы, что соответствует нормативной лигатурной массе 20-копеечнина 4,77г.
Повышенная весовая норма (средняя лигатурная масса «таврического» 20-копеечника равна примерно 8г.) была, видимо, выбрана для «таврических» монет с целью обеспечить удобные в обращении размеры самой мелкой монеты - 2 копеечника, а пониженная проба серебра должна была обеспечить (при повешенной лигатурной массе) содержание в «таврических» монетах чистого серебра примерно такое же, как в общегосударственных разменных монетах: у 20-копеечников, например, около 3,5г. Следовательно, «таврические» монеты, могли находиться в обращении на вполне законном основании - наподобие памятных монет.
Этим ли объясняется тот факт, что многие «таврические» 20- и 10-копеечники бывают довольно сильно потерты, как если бы они, действительно, длительное время были в обращении.

Комментариев нет:

Отправить комментарий